Пятикнижие моисея.Пять первых книг Ветхого Завета, имеющих одного и того же автора — Моисея, представляли, по-видимому, сначала и одну книгу... из свидетельства кн. Второзакония, где говорится: "возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета" (31:26)... «...Наше современное слово "Пятикнижие" представляет буквальный перевод греческого — от — "пять" и — "том книги"... Каждый из пяти томов Пятикнижия имеет свои отличия и соответствует различным периодам теократического законодательства. Так, первый том представляет собой как бы историческое к нему введение, а последний служит очевидным повторением закона; три же посредствующих тома содержат в себе постепенное развитие теократии, приуроченное к тем или иным историческим фактам, причем средняя из этих трех книг (Левит), резко различаясь от предыдущей и последующей (почти полным отсутствием исторической части), является прекрасной разделяющей их гранью. Все пять частей Пятикнижия в настоящее время получили значение особых книг и имеют свои наименования, которые в еврейской Библии зависят от их начальных слов, а в греческой, латинской и славяно-русской — от главного предмета их содержания». "Состав Пятикнижия – Заповеди, Законы, Уставы, Исторические разделы. Первоначально книги Торы назывались по первым словам. Бытие (евр. Береш`ит – В начале; греч. Г`енезис – Происхождение). Исход (евр. Ве элэ шем`от – И эти имена; греч. Экс`одос). Левит (евр. Ваикра – И воззвал; греч. Левитик`он). Числа (евр. Ваидав`ар – И сказал; греч. Аритм`ой). Второзаконие (евр. Эл`э хадвар`им – Эти слова; греч. Деуторон`омион)"(А.Мень). А.Лопухин: «Книга Бытия содержит в себе повествование о происхождении мира и человека, универсальное введение к истории человечества, избрание и воспитание еврейского народа в лице его патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Кн. Исход пространно повествует о выходе евреев из Египта и даровании Синайского законодательства. Кн. Левит специально посвящена изложению этого закона во всех его частностях, имеющих ближайшее отношение к богослужению и левитам. Кн. Числ дает историю странствований по пустыне и бывших в это время счислений евреев. Наконец, кн. Второзакония содержит в себе повторение закона Моисеева. По капитальной важности Пятикнижия святой Григорий Назианзен назвал его истинным "океаном богословия". И действительно, оно представляет собой основной фундамент всего Ветхого Завета, на который опираются все остальные его книги. Служа основанием ветхозаветной истории, Пятикнижие является базисом и новозаветной, так как оно раскрывает нам план божественного домостроительства нашего спасения. Поэтому-то и сам Христос сказал, что Он пришел исполнить, а не разорить закон и пророков (Мф. 5:17). В Ветхом же Завете Пятикнижие занимает совершенно то же положение, как Евангелие в Новом.» «Пять свитков»...впервые встречается в Послании Аристея (ок. 200 г. до Р.Х.) ... В евр. традиции П. именуется Торой, что в европейских языках принято передавать словом «закон».... «наставление», «наказ», «поучение» ... Не позднее периода Второго Храма Тору стали именовать «Моисеевой» (2 Пар 30:16; Неем 8:1), хотя в заглавиях ее книг (и сборника в целом) имени Моисея нет и из самого текста не следует, что Моисей был автором всего П. Напротив, описание смерти пророка и ряд особенностей Торы указывают на то, что в ее составлении участвовали боговдохновенные писатели. В ряде мест П., однако, говорится, что Моисей был автором определенной части его нарративных и законодательных разделов (напр., Исх 17:14; 24: 3-4; Числ 33:2; Втор 27: 1-3; 31:9 И др.)... 1. Почему Завет был дан в рамках одного народа. Книги Св. Писания не были созданы одной из прославленных и могущественных цивилизаций, но явились Откровением, данным народу, жившему в маленькой и бедной стране, чья история – цепь суровых испытаний, кризисов и невзгод. Но именно там находилось духовное преддверие и прообраз Церкви Христовой. В Ветхом Завете Церковь, или Народ Божий, ограничивалась национальными рамками. Это обусловлено тем, что в древние времена передача любой духовной традиции осуществлялась от родителей к детям, в лоне определенной культуры и национального предания. Этот этап стал преодолеваться в эллинистическую эпоху (III-I вв. до Р.Х.), когда в ветхозаветную Церковь стали входить первые прозелиты. Новозаветная Церковь обнимает уже иудеев и эллинов, варваров и скифов (Кол 3,11), становясь новым вселенским народом Божиим. 2. Патриархи и устные сказания. Предки израильтян, именуемые патриархами, пришли в Палестину с Востока, из Месопотамии и Сирии. Их переселение было связано с призванием свыше, которое побудило Авраама покинуть "дом отца". В это время (ок. 1900-1700 гг. до Р.Х.) и были, по-видимому, сложены первые сказания о начале мира и человека, а также предания о самих патриархах (Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе и др.). Данная традиция закреплялась в устной форме. Хронологические вехи истории ветхозаветной Церкви Ок. 1850 - Авраам, Исаак Ок.1700 - Иаков Ок.1650 - Иосиф, переселение Израиля в Египет ХIIIв.,вторая половина - исход из Египта 3. От Моисея до Иисуса Навина. В начале ХVII века до Р.Х. израильтяне (Сыны Израиля) переселились во время голода в пограничную область Дельты Нила. Это происходило при азиатских фараонах-гиксосах, которые покровительствовали выходцам из Палестины. Но при фараонах Нового царства положение их ухудшилось. Некоторые группы Сынов Израиля покинули Египет (намеки на это есть в Ис Нав 8,33; 1 Пар 7,21,24). Особенно тяжелой стала жизнь израильтян при Рамзесе II, который, перенеся свою резиденцию в Дельту, привлек к строительным работам иноплеменников. В ХIII веке Израиль покинул Египет под руководством левита Моисея, который стал его вождем, пророком и законодателем. Первое время народ кочевал по пустыне в окрестностях горы Синай и оазиса Кадеса. Там Богом через Моисея был дан первый Закон, от которого ведет начало Св. Предание Торы (Пятикнижия). Часть его была записана самим Моисеем (напр., Исх 20), часть – хранилась устно в среде левитов. Тем не менее по духу Тора остается Моисеевой. В ту же эпоху были сложены гимны (Исх 15; 16,17; Числ 10,35), которые вошли в сборники, не дошедшие до нашего времени...» Автор книги Бытия – А.Лопухин: «... веским аргументом подлинности Пятикнижия является всеобщая традиция, которая непрерывно, в течение целого ряда веков, начиная с книги Иисуса Навина (1:7-8; 8:31; 23:6 и др.), проходя через все остальные книги и кончая свидетельством самого Господа Иисуса Христа (Мк. 10:5; Мф. 19:7; Лк. 24:27; Ин. 5:45-46), единогласно утверждает, что писателем Пятикнижия был пророк Моисей. Сюда же должно быть присоединено свидетельство самаритянского Пятикнижия и древних египетских памятников». А.Мень: «Пятикнижие нигде не содержит прямых указаний, что оно целиком принадлежит Моисею. В нем лишь упоминается о "книге", куда он заносил памятные события (Исх 17,14; Числ 33,2), а также вписывал законы и заповеди (Исх 24,4; 34,27). Однако в Пятикнижии есть места, которые явно относятся ко времени после Моисея. Так, говоря о приходе Авраама в окрестности Сихема, бытописатель замечает: "В этой земле тогда жили хананеи" (Быт 12,6). Следовательно, в его время там уже обитали израильтяне. В Быт 14,14 упоминается город (или местность) Дан, который получил свое название после переселения колена Данова в Ханаан при Иисусе Навине. В Быт 36,31 о царях Едома сказано, что они правили "прежде царствования царей у сынов Израилевых", – таким образом, св. писатель уже знает об этих царях (а появились они через 200 лет после Моисея). Далее о самом пророке говорится в столь благоговейном тоне, что едва ли можно приписать ему эти слова (Числ 12,3; Втор 33,1; 34,10-11). И, наконец, невозможно предположить, чтобы Моисей повествовал о собственной кончине (Втор 34)… Отзвуки позднего времени лежат и на таких местах Исх, как описание скинии (25,31 – 27,8). Оно мало соответствует бедному кочевому быту израильтян... Все это привело богословов-библеистов к выводу, что непосредственно пророку принадлежит только часть текста Пятикнижия, остальное же – Моисеево Предание, изложенное письменно другими боговдохновенными мудрецами... Варианты в библейских сказаниях– «способах раскрытия той или иной темы внутри Пятикнижия можно проследить вариации. Например: а) рассказы о творении в Быт 1-2, единые по духу, явно отличаются по характеру (в Быт 1 сначала созданы растения и животные, а затем человек; согласно Быт 2, когда появился человек, растений еще не было, и животные были созданы после человека); б) в Быт 4,25-26 повествуется о рождении Сифа, а в Быт 5,3 об этом говорится как бы впервые; в) в Быт 4,17 Енох является сыном Каина, а в Быт 5,18 – сыном Иареда, т.е. десятым после Адама; г) в Быт 7,17 наводнение (потоп) продолжалось 40 дней, а в Быт 7,24 – 150 дней. Эти расхождения (число которых очень велико) позволяют вычленить в священном повествовании четыре линии, которые сплетены в одно целое. Многие библеисты полагают, что первоначально было четыре связных текста, возникших в разное время и в разных кругах»... Каждой истории соответствует один из законодательных текстов Торы. Традиции Пятикнижия Соответствующие им законы и уставы Ягвистическая Ритуальный Декалог (Исх 34) Элохистическая Декалог, или Десять Заповедей (Исх 20,2-17) Священническая Левит и уставы Чисел (Числ 5-10; 18-19) Второзаконническая Законодательная часть Второзакония со включением Декалога в несколько измененном виде Историческая среда домоисеевых и Моисеевых времен описана с такой достоверностью, что исключает мысль, будто сказания Пятикнижия изобретены авторами Х или VIII веков. Иными словами, Моисеевы книги есть запись очень древнего подлинного Предания. ...четыре источника П. не «сочинялись», а были «кристаллизацией» Моисеева Предания. Оно закреплялось и записывалось поэтапно: у Синая, в Кадесе, в Заиорданье, а при Иисусе Навине — в Сихеме (ср. обряд, описанный во Втор 27-28)... Что касается богослужебных уставов Лев, то они восходят к глубокой древности вплоть до времен, предшествовавших Моисею. Они передавались духовенством на протяжении веков в устной и письменной традиции и приняли завершенную форму в период плена. В конце этого периода неизвестный свящ. писатель (м.б., Ездра ?) собрал весь корпус П. воедино... Т.о., в истории формирования П. прослеживается живая непрерывная преемственность Моисеева Предания. Его важнейшие богословские понятия, такие как единобожие, откровение, завет, обетование и т.д., определяют духовное единство П., и поэтому оно по праву связывается церковной традицией с именем этого великого вождя и пророка. Вопрос о времени жизни Моисея. В П. нет прямых дат и указаний на современных Моисею исторических деятелей (егип. цари названы просто «фараонами»). Хронология, которую можно вывести из самого текста Библии, опирается на дату в 3 Цар 6:1, где сказано, что Храм начали строить через 480 лет после исхода. А поскольку Соломон приступил к сооружению Храма ок. 968 г., то время жизни Моисея следует отнести к середине XV в. до Р.Х. Но здесь имеется серьезное хронологическое возражение. В Исх 1:11 говорится, что угнетенные израильтяне строили для фараона г.Рамсес; между тем вXV в. этот город еще находился в руинах и не носил имени Рамсес (прежнее его название Хетварт, греч. Аварис). Возродил его фараон Рамсес II (ок. 1290-1224), который перенес туда свою резиденцию. Поэтому библеисты рассматривают цифру 480 как символическое число (40x12). Найденная Петри стела фараона Мернептаха поставила новые вопросы. Она датируется ок. 1220 г. и упоминает об Израиле как племени, живущем уже в Ханаане (или на границе его). В настоящее время существует три варианта решения проблемы: 1) Мернептах имел в виду израильтян, которые покинули Египет еще до Моисея (намек на это мы находим в 1 Пар 7: 21- 24, где говорится о вторжении в Ханаан сыновей Ефрема); 2) в стеле отображены события, связанные с исходом (Рамсес — фараон-угнетатель, а его сын Мернептах — фараон исхода); 3) исход произошел при Рамсесе II, а стела указывает на появление израильтян в Палестине. Последняя точка зрения была детально обоснована Олбрайтом (1938)... Ветхозаветная Церковь не знала разделения на Божие и мирское. Жизнь человека во всех ее проявлениях должна была проходить перед лицом Господним. Поэтому Пятикнижие наряду с религиозно-нравственными заповедями включает гражданское и уголовное право. Вся совокупность законодательства исходила от Бога и освящалась по традиции авторитетом Моисея. Именно Моисей как создатель ветхозаветной Церкви поставил перед ней задачу служить Богу и принадлежать только Ему. Именно через него Бог открыл людям, что соблюдение нравственных принципов есть важнейшая обязанность верующего. Постепенное обогащение и расширение Моисеева закона захватывало все новые и новые области человеческого общежития, труда, брачных и социальных отношений. "Жизнь по Закону" не означала просто механического выполнения некой суммы предписаний, а приводила каждый шаг человека в соответствие с волей Божией. Эта духовная глубина "религии Торы" отражена в Псалтири, особенно в Пс 118, читаемом Церковью на заупокойной службе. Но стремление верующих подчинить каждую деталь жизни правилам закона было чревато и опасностями. Постепенно оно стало превращаться в мертвящее уставное благочестие, сложную казуистическую мораль, религиозный формализм и обрядоверие. В этом – исток законничества, которое позднее оказалось преградой для благовестия Христовой свободы. Убеждение, что человек собственными силами может достичь праведности, создало тот тип "лицемера", который был сурово осужден Христом Спасителем… Пророчества о Христе в П. Моисеевым книгам присуща некая незавершенность, ибо они проникнуты ожиданием великого и таинственного будущего, смысл которого полностью не раскрыт. Уже в Быт 3:15 Отцы Церкви усматривали пророчество о конечной победе над Змием. В явлении Богочеловека раскрывается тайна пророчества, данного Аврааму, что в нем (т.е. в его потомстве) благословятся все племена земные (Быт 12:3; ср. 18:18; 22:18; 26:4). Это же пророчество подтверждается в откровении Иакову (Быт 28:14). Мессианское значение имеет и пророчество Валаама о звезде Иакова (Числ 24:17). Моисей предрекает явление эсхатологического Пророка, через Которого Бог будет говорить с людьми. «И сказал мне Господь:... Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Втор 18:18; ср. 18:15)... В более позднюю эпоху Он будет ожидаться не только как Пророк, но и как Царь и как Первосвященник.» Invisible Miss - Liveinternet.ru |
|
||
Создать бесплатный сайт с uCoz |