В XVII шведская королева Кристина получила в подарок уникальную вещь – «Библию Дьявола», которая является одним из самых известных манускриптов в человеческой истории. Ее также довольно часто называют восьмым чудом света. Жители и гости Чехии будут иметь возможность увидеть «Библию Дьявола» собственными глазами в Пражской национальной библиотеке. 624-страничный манускрипт имеет вес 75 килограммов, толщину 22 сантиметра, размер переплета 92х50 см. Изготовители потратили на создание этого шедевра около 160 ослиных шкур. «Библия Дьявола» включает в себя текст Вульгаты, который является латинским переводом Библии, Etymologiae ( автор Исидор Севильский), «Иудейские древности» в латинском переводе, «Чешскую хронику» ( автор Козьма Пражский), «Зерцало грешника» – собрание притч для проповедника, различные заговоры во всевозможных формах, календарь с синодиком и многие другие тексты. Но такое сильное внимание книга заслужила совершенно не из-за физических параметров и своего содержания. На 290-ой странице «Библии Дьявола», которая содержит священные для христианина тексты, изображается сам дьявол.
Ходит легенда, по которой этот манускрипт появился в последствии сговора послушника бенедиктинского монастыря в городе Подлажице ( Чехия ) с падшим ангелом. Монах, который провинился перед церковным настоятелем, желая избежать наказания, пообещал не только написать лучшую Библию своего времени, но и нарисовать к ней иллюстрации для того, чтобы прославить свой монастырь. К полуночи он осознал, что не сможет выполнить обещанного, иобратился к Люциферу за помощью. Взамен тот потребовал душу послушника и изображение «портрета» дьявола на одной из страниц будущей Библии. По мнению исследователей, для того чтобы написать подобный труд автору понадобилось бы приблизительно 10 лет жизни. Некоторые склонялись к тому что эту книгу не мог написать один автор; в первых нужны очень глубокие духовные и познания религии того времени, во вторых у простого послушника должно было быть много свободного времени, но как известно у него было всего 2-3 часа (приблизительно) в день.
Также анализ чернил и почерка еще раз показывают удостоверяющий факт писания – на всех страницах почерк и стиль писания идентичный, указывающий на одного автора. Большое изображение дьявола находящейся почти в середине книги отличается темным цветовых оттенком, а стиль написания несколько отличен от того, которым написаны все остальные тексты; верующие отмечают этот факт за проявления темных сил. Напротив изображение дьявола находится божественное царство, показывающий нам бесконечное противостояние между добром и злом. Но изменение цвета не имеет под собой потусторонних сил, напротив все кто впервые открывает эту книгу постепенно проходя до середины и сразу останавливается на этом большом изображении, какая связь между затемнением и открытие книги?; именно длительное время данный участок книги подвергался воздействию солнечных лучей, которые затемняли поверхность.
В написанном на латыни манускрипте содержится сумма знаний монахов Бенедиктинского ордена на начало XIII века - Ветхий и Новый Завет, тексты "Этимологии" Исидора Севильского, "Иудейской войны" Иосифа Флавия, список Космовой хроники, трактаты на различные темы, список послушников Подлажицкого монастыря, так называемое "Зерцало грешника" (сборник назидательных и занимательных рассказов-примеров для проповедников), разные формы заговоров, календарь с синодиком (указанием дней святых) и другие записи.
Вернувшийся в Прагу после 359-летнего отсутствия Codex Gigas, доставленный в столицу Чехии из Стокгольма на военном самолете, вызвал огромный интерес публики. Ценность книги столь велика, что к началу экспозиции Клементинум оборудовали новой охранной сигнализацией. В зал, в котором поддерживается особый микроклимат, пускают лишь 60 человек в час. Они имеют возможность в течение десяти минут рассматривать помещенный в специальный футляр манускрипт, раскрытый на 290-й странице. На ней как раз и находится знаменитое изображение дьявола.
За три с половиной столетия Codex Gigas лишь третий раз покидает Стокгольм - ранее он выставлялся в Нью-Йорке и Берлине.